По улицам старой части Витории, окружившей собор на холме, можно бродить бесконечно. Город-крепость был возведен в 1181 г. королем Наварры Санчо ІІІ для защиты от кастильцев, это место процветало, поскольку находилось на перекрестье торговых путей. Это столица маленькой баскской провинции Алава. Большая ее часть является пешеходной зоной, Дух мирной провинции особо ощутим в садах Парка-дела-Флорида (1820) и величавой Пласа-де-Эспанья.

Вместе с Лос-Аркильос и Пласа-дель-Мачете они образуют буферную зону между средневековым городом на холме и районами XІX века, лежащими ниже. Пройдя от Пласа-дель-Мачете вдоль Калье-де-Санта-Мария, вы увидите Паласио-де-Монтеэрмосо (1524), а кварталом западнее расположился Папасио-де-Эскориаса-Эскивель с замечательным входом и лестницей в стиле платереско. Чуть дальше возвышается собор Санта-Мария XІV в. и множество средневековых и ренессансных зданий.

В состав исторического центра входят также Эпь-Порталон (теперь здесь ресторан), возведенный из камня и дерева в XV в., крепость XV в. Торре-де-лос-Анда и Археологический музей, размещенный в Каса-Армера-де-лос-Годео (XVІ в.). Музей Фурнье целиком посвящен истории карт, игральных и таро. Это красивый дворцовый комплекс 1525 г.

Народ Басков тайна происхождения басков превращает Эускади (так звучит название Страны Басков на местном наречии) в один из самых загадочных регионов Испании. Однако газетные репортажи посвящены отнюдь не описанию зеленых долин и побережья. Гораздо более существенна роль басков как шипа в теле центральной власти.

Одной из уникальных особенностей басков является их язык, более древний, чем индоевропейские языки. Считается, что он связан с кавказскими языками Центральной Азии, а также с берберским, языком обитателей Северной Африки до арабского периода. Разного рода исследования, от групп крови до морфологических черт, позволили выдвинуть общую теорию: возможно, баски, населяющие эти уединенные зеленые долины с эпохи каменного века, вполне могут быть прямыми потомками кроманьонцев.

На протяжении веков яростное стремление басков к независимости держало римлян, франков и вестготов на расстоянии, таким образом, сохранялся последний форпост языческих культов на юго-западе Европы. Баски были обращены в христианство лишь в ІX-X вв., и они же последними приспособились к городскому образу жизни – только в ХІV веке. Сегодня, глядя на бурную жизнь Бильбао или Сан-Себастьяна (Доностии), в это трудно поверить. Но это не остановило басков в борьбе за личные свободы и выборность органов власти в провинциях Бискайя и Гипускоа.

Бесконечные конфликты местного населения с центральными властями начались еще во времена действия фуэрос – свода традиционных законов, с которыми мирились Католические короли и Габсбурги, а в XІX в. неоднократно отменяли в процессе централизации государства.

Катализатором недовольства стал Сабино де Арана Гоири (1865-1903), случайно: втянутый в эту проблему в эпоху индустриализации. Он изобрел название Эускади для четырех баскских территорий: Алавы, Гипускоа, Бискайи и северной Наварры (где в ходу язык басков) и основал Баскскую национальную партию.

После его смерти цели движения сместились от независимости к автономии, но даже спустя столетие этот регион еще политически нестабилен. Особую горечь принесло правление генерала Франко (диктатора в 1939-1975): он разбомбил баскский город Гернику в 1937 г., а позже подавил сопротивление басков и упразднил фуэрос. В 1960 г. баски-сепаратисты основали партию ЭТА (аббревиатура слов Эускади и Свобода), которая начала террор против Мадридских властей. В 1979 г. Эускади (Пайс Васко или Страна Басков) получила автономию, но, тем не менее, теракты и убийства, осуществляемые ЭТА, продолжают будоражить общество, что выливается в массовые демонстрации протеста по всей Испании, за исключением краткой мирной передышки 1998-1999 гг.

В экономике баски превосходят своих соседей, кроме, пожалуй, Каталонии. Из аграрного сообщества с изолированными касериос (типичными сельскими домами со скатными крышами для больших семей), Эускади быстро становится самым промышленно развитым и конкурентоспособным регионом страны. Ныне доход на душу населения здесь на 10 % выше, чем в остальной части Испании, а 50 % басков имеют как минимум среднее образование (по сравнению с 30 % в остальной части Испании и 60 % по Европе в целом).

Баски берегут национальные традиции, к ним относятся бертсолярис – местные поэтические состязания, пелота – игра типа лапты, и харикета – состязание в поднятии камней весом до 300 кг. Несмотря на природную замкнутость, Страна Басков подарила миру мореплавателей (Себастьян Элькано, Лопе де Агирре) и религиозных деятелей (Игнатий Лойола, Франциск Ксаверий). Баски – авантюристы и миссионеры, радикалы и традиционалисты, спортсмены и гурманы – представляют, возможно, самую парадоксальную часть испанской нации.